119034, Москва, Б. Левшинский пер., 8/1; 
тел. (095) 201-34-94; факс (095) 201-52-55

e-mail:  marqueterei@mtu-net.ru 

http://marketry-kub.narod.ru

 
 
 
 
 

Маркетри (фр. marqueteries) - набор из тонких пластинок дерева (шпона), которые склеивают между собой по кромкам, а затем наклеивают на основу - плоскую деревянную поверхность.

 Искусство маркетри возникло еще в античную эпоху. Уже на предметах из гробницы египетского фараона Тутанхамона можно увидеть вставки из кедра и черного дерева.

В начале XVI в. техника маркетри распространяется в Германии, Голландии и Франции. Ее широко применяли для украшения интерьеров и мебели. 

Во Франции во времена Людовика XIV наиболее известен мебельщик Андре Шарль Буль, работы которого в стиле классицизма отличались строгостью линий и совершенством набора. 

Славу лучших мастеров маркетри поддержали Жан-Франсуа Эбен и Жан-Анри Ризенер. Они использовали экзотические породы дерева в разработке панно в виде пейзажей, букетов цветов, аллегорических изображений. 

В Германии в конце XVIII в. безукоризненной техникой маркетри прославился Давид Рентген. Выполненные в соавторстве с Михаилом Руме, его панно хранятся в Вене, в Музее художественных ремесел, в музеях Санкт-Петербурга, во дворцах Гатчины, Павловска, Пушкина. 

Применение техники маркетри в России связано с именем мастера последней четверти XVIII в. Никифора Васильева. Известны его стол для гравюр, на крышке которого изображен сад усадьбы Кусково, бюро, украшенное наборным изображением Твери (Русский музей в Санкт-Петербурге).

 Шотландец Ч. Камерон создал ряд интереснейших интерьеров в Царском Селе и в Павловске. 

М.Я. Веретенников выполнил ломберные столы (Государственный Исторический музей). В центре одного из столов набрана улица в Константинополе, на другом - колоннада в саду султана.

Новый виток развития техника маркетри получила в советской и постсоветской России. Так в наборах художника Н.М. Абрамова выявляются богатейшие возможности цветотонового решения. Дерево в его работах способно передать не только цвет, но и блеск воды, металлических и мраморных конструкций.

Воспитанник Абрамова - В.А. Масленников в пейзажах, портретах, сказочных сюжетах демонстрирует возможности дерева для реалистического изображения людей, природы. Известны также работы Н. Андронова (декоративное панно в здании Российского посольства в Вашингтоне), А. Никитина, М. Абызова (сюжетные композиции в интерьере здания дворца химиков г. Омска) и других авторов.

Прослеживая эволюцию искусства маркетри, можно видеть, как постепенно из утилитарного, прикладного направления выделяются произведения, имеющие самостоятельное художественное значение, приобретшие свойства картины как формы изобразительного искусства. Все это позволяет говорить о формировании нового, самостоятельного вида изобразительного искусства - живописи маркетри.

Основателем  нового направления изобразительного искусства можно по праву назвать художника  Анатолия Кубрина, члена Международного Художественного Фонда. Его работы “Ангел с кругом” (1990 г.), “Патрисия” (1991 г.), “Принцесса Африки” (1992 г.), “Матерь Божия” (1993 г.), "Герб России” (1994 г.), “ Храм Жизни” (1995 г.), “Святой Феофан” (1996 г.) и другие служат ярким примером живописных произведений маркетри. 

 По сравнению с другими видами живописи, особенности живописных работ маркетри связаны с художественными и пластическими качествами дерева. Краски можно смешивать, получая различные цветовые оттенки, наносить их мягко с тончайшими переходами от цвета к цвету. В маркетри изображение возникает вследствие использования природной палитры - цвета, текстуры и энергетики шпона различных видов деревьев.

Природа сама, как Великий Мастер, дарит дам прекрасную палитру дерева. В умелых руках художника эти краски превращаются в чудесные творения.  

 

В. Богунова ã, Москва, 2002 г.

Сайт управляется системой uCoz